Иметь к Богу сердце сына

Иметь к Богу сердце сына

Итак, Церковь вступила в особенное, глубокое, таинственное пространство. Пространство Поста. И пост этот называется Великим. Великим – не только потому, что он особенно строгий, продолжительный, напряженный... Великий – потому, что велика его цель: Пасха Христова! Пасха красная!

И все наше великопостное собирание: земные поклоны, отказ от курицы и кефира, продолжительные церковные молитвы, воздержание чувств, более частое и более ответственное участие в Церковных Таинствах, неустанное покаянное делание, борьба с самим собой – всё это, и ещё многое и многое другое, ничто иное как приготовление к этому дню, этому Вселенскому Пиру нашей Веры!

Цель великопостного претрудного духовного путешествия – это очищение сердца для встречи с Христом Воскресшим! Поэтому Пост должен помочь нам отстраниться, избавиться от того, что нас разрушает, что вносит в наше сердце хаос, нелюбовь, мрак.

Кого-то разрушают наркотики. Кого-то разрушает гнев. Чьё-то сердце разрывается от злобы, неудовольствия, ропота. А чья-то душа страдает от эгоизма и гордости. Коррозия самомнения, плесень зависти, метастазы тщеславия....

Но самая главная опасность заключается в том, что грех – это не просто отступление от каких-то общепринятых установлений, нравственных правил, заповедей и законов. Грех – это отступление, капитуляция человека от своей глубинной бытийной сущности.

Проблема не в том, что человек прогневался, объелся, позавидовал, обидел, посмеялся над кем-то – это, безусловно, плохо, некрасиво, низко... Суть в том, что если человек не живёт в благодатном, глубоком, таинственном потоке Промысла Божия, если он не желает исполнять волю Творца, пренебрегает Небесными Заповедями как чем-то маловажным и несущественным – то такой человек разрушает, разоряет и убивает сам себя.

Если мы не встретимся со Христом, живя на земле, если мы не обожимся, если сердце наше покроется могильным пеплом суеты, праздности, поиска наслаждений, то вся наша жизнь будет одной огромной страшной неудачей. Провалом и катастрофой!

Преподобный Иустин Сербский говорит: «Тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том – для чего жить!»

Великий Пост должен помочь нам внутренне встрепенуться, вспомнить о великом предназначении человеческой жизни, о её глубоком и непреходящем Божественном Смысле.

Современная жизнь очень сложна, неоднозначна, запутанна... Мир с его ложными идеалами просто вгрызается в душу человека. Мир пытается абсолютизировать человека. Сегодня очень много говорится о свободе человека, о его многочисленных правах, о разнообразии его жизненных ориентаций... Но желая быть мерилом всех вещей и бросаясь камнями в Бога, человек неизбежно теряет своё великое достоинство, заменяя Небесное Отечество жалким, покосившимся земным пьедесталом.

Без Бога вся жизнь человека соткана из мгновений смерти! А верующий человек воспринимает свою жизнь как служение. Поэтому каждое мгновение его жизни должно быть наполнено ответственностью и любовью.

Апостол Иоанн Богослов восклицает: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы называться и быть детьми Божиими!» Как это возвышенно, глубоко, радостно. Не только называться, а именно быть детьми Божиими!

Румынский старец Клеопа, которого за его самоотвержение и любовь к ближним называли «человеком для других», говорил приходящим к нему за советом: «Имейте к Богу сердце сына. К ближнему – сердце матери. А к себе – ум судьи!»

Великий Пост – это и есть суд. Суд человека по отношению к самому себе. Благодатная возможность за множеством масок увидеть, рассмотреть себя настоящего. Увидеть и осознать, что очень «мало в нас огня, – как говорит преподобный Силуан Афонский, – чтобы пламенно любить Господа!»

«Когда человек искренне придёт в сознание, что он – ничто, – напоминал своим чадам старец Нектарий Оптинский, тогда Бог начинает творить из него великое». Господь ждёт, чтобы человек смирился, покаялся, искренне увидел себя хуже всех. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».

Господь не только апостола, но и каждого из нас спрашивает: «Любиши ли Мя?» И ждет ответа: «Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя». Вся наша духовная борьба – это борьба за любовь! За любовь ко Христу и к нашим ближним. Ради этого все наши труды, молитвы, бдения, поклоны, пост. Чтобы мы попытались стяжать в себе к Богу – сердце сына, а к ближним – сердце матери!

...У одного подвижника спросили: «Скажи, авва, когда будет конец света?» «Конец света? – ответил подвижник. – Конец света наступит тогда, когда больше не будет тропинки от соседа к соседу!» То есть, когда прекратится любовь между людьми.

Пост – это время пропалывания тропинок от одного сердца к другому! Очень важно, чтобы в нашей душе не заросло... Чтобы мы не разучились сопереживать, и чувствовать боль другого. Чтобы не теряли духовного вдохновения! «Всегда радуйтесь, – напоминает нам апостол Павел, – непрестанно молитесь, за всё благодарите».

...Итак, все мы, вся Церковь вступила в особенное, глубокое, покаянное, трепетное, напряжённое пространство. Пространство Великого Поста. «Тело вместе с душой, – по словам святителя Григория Паламы, – будет проходить духовное поприще».

У каждого из нас впереди – много борьбы, много трудностей, скорбей, пота, крови... Много падений и восстаний. Но пусть нас не пугают ни дальность пути, ни сопротивные ветры, ни неожиданные препятствия. Ведь впереди – прекрасная цель нашего великопостного духовного путешествия: встреча со Христом Воскресшим!

«Проповеди в Оптиной Пустыни», официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря (https://www.optina.ru/sermon/pt67/).

Просмотров: 

1 706