Стяжи мир

Стяжи мир

1 августа - обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца
В первый день августа мы празднуем обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Прославление его состоялось в 1903 году, через 70 лет после кончины. 19 июля по старому стилю (1 августа по современному календарю), в день рождения святого, его мощи были открыты и помещены в раку. Великое торжество сопровождалось чудесными исцелениями больных. Почитаемый широко при жизни, прп. Серафим стал одним из любимейших святых русского народа.

С детства избранный Богом, саровский подвижник восходит от силы в силу к духовному совершенству. 8 лет послушнических трудов и 8 лет служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие человеческие возможности (молитва на камне в течение 1 000 дней и ночей!), гармонично входят в жизнь святого.

Кроме живого молитвенного общения он оставил нам ещё одно богатство – краткие, но прекрасные наставления. «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни» – самый драгоценный вклад его в сокровищницу святоотеческого учения. Кроме учения о христианской жизни, книга содержит новое изъяснение важнейших мест Священного Писания.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской… – учил преподобный. – Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия». Однажды, находясь в Духе Божием, святой видел всю Русскую землю, наполненную и как бы покрытую фимиамом молитв верующих...

Есть много свидетельств благодатного дара прозрения, которым прп. Серафим пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

«Господь открыл мне, – сказал он,–- что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».

Знаменито Серафимово правило для мирян, в силу обстоятельств не способных читать обычные утренние и вечерние молитвы. Утром, перед обедом и вечером – трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую». Занимаясь делами, с утра до обеда – молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или «Господи, помилуй», а с обеда до вечера – «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

Являя благодатные дары и силу Божию людям, прп. Серафим назидал идти узким путём спасения. Он заповедал духовным детям послушание и сам был верен ему. Проведя жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским» (средним) путём и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей».

Главнейшим подвигом и средством к стяжанию Святого Духа преподобный считал молитву. Он советовал во время богослужения в храме то стоять с закрытыми глазами, то обращать взор на образ или горящую свечу, сравнивая с восковой свечой жизнь человеческую. Молиться он советовал постоянно: и в труде, и в пути, и даже в постели, по возможности присоединять и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола; изучать и запоминать порядок богослужения.

Прп. Серафим считал не обязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило лёгкое, но при этом строго напоминал, что молитва не должна быть формальной.

Знаменито Серафимово правило для мирян, в силу обстоятельств не способных читать обычные утренние и вечерние молитвы. Утром, перед обедом и вечером – трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую». Занимаясь делами, с утра до обеда – молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или «Господи, помилуй», а с обеда до вечера – «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

«В молитвах внимай себе, – советовал подвижник, – т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твоё теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя...» Он говорил, что можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни, исполняя это правило со смирением.

Множество скорбящих и ищущих Бога людей толпилось около его келии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. Прп. Серафим, провидя духовное делание грядущих поколений, учил искать мир душевный и никого не осуждать. На глазах всех он подтверждал истинность слов: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Каждое воскресенье и каждый праздник прп. Серафим приобщался Святых Таин и на вопрос, как часто следует приступать к Причастию, отвечал: «Чем чаще, тем лучше». Он считал, что благодать, даруемая Причастием, так велика, что, как бы ни был недостоин и грешен человек, в смирении приступая к Таинству, «будет очищаться благодатию Христовою, всё более и более светлеть, совсем просветлеет и спасётся».

Но не всем святой благословлял причащаться часто, многим советовал делать это лишь во все четыре поста и двунадесятые праздники. Предупреждал и о возможности приобщения в осуждение: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщёнными!»

Самым страшным грехом преподобный считал уныние. Сам он светился радостию духовной и с избытком наполнял ею сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!» Множество скорбящих и ищущих Бога людей толпилось около его келии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. Прп. Серафим, провидя духовное делание грядущих поколений, учил искать мир душевный и никого не осуждать. На глазах всех он подтверждал истинность слов: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».

 

 

Тропарь преподобного Серафима
Глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,
и, Тому Единому работати пламенне вожделев,
непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,
умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,
избранник возлюблен Божия Матере явился еси.
Сего ради вопием ти:
спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

По материалам православных СМИ.

Просмотров: 

3 267