Торжество Православия

Торжество Православия

Торжество Православия празднуют в первое воскресенье Великого Поста (в этом году – 1 марта). Оно было установлено в IX веке в Греции в память окончательной победы над иконоборцами.

Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании, утверждено ещё первыми христианами. Но в VIII веке, зародившись в Греции, иконоборческая ересь распространилась во многих странах. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников. Более 100 лет православные боролись за право изображать Господа, Божию Матерь, святых и молиться перед иконами. Иконоборцы же заключали их в темницы, мучили и казнили, а иконы и мощи сжигали.

В 787 году VII Вселенский Собор закрепил почитание икон, и гонения ослабли. Но только в середине IX века иконопочитателей освободили из заточения и возвратили на прежние должности, а иконоборцам пришлось оставить своё заблуждение или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Тогда же Патриарх Константинопольский Мефодий установил особое праздничное богослужение. Впервые оно состоялось в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого Поста – в 843 году оно пришлось на 19 февраля. Так появились празднование и особый чин – Торжество Православия. В XII и XIV веках службу значительно дополнили другими текстами, отображающими главные догматы христианства.

Служба Торжества Православия – это торжество Православной Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В ней утверждается не только иконопочитание, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.

Особое место занимает чин анафематствования: анафема соборно провозглашается не только иконоборцам, но и всем тяжко прегрешившим перед Церковью. Предание анафеме – не какое-то проклятие. Анафема может быть снята при покаянии и каких-либо достаточных основаниях даже посмертно. Например, для Русской Церкви важна была отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.

В России чин Торжества Православия ввели в XIV веке. К греческому синодику добавляли имена «новых еретиков»: архимандрита Юрьева монастыря Кассиана, Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума и других расколоучителей и гражданских преступников. В конце XVIII века русский чин исправил и дополнил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил; в таком виде его напечатали в 1767 году. В 1801 и 1869 годах чин существенно сократили: сначала оставили только ереси – без упоминания имён еретиков, затем убрали и имена государственных преступников.

По материалам сайта «Православие и мир».

Просмотров: 

560