Училище благочестия

Училище благочестия

21 февраля – начало Постной Триоди
Святая Церковь, как нежная мать, в неусыпных попечениях о нравственном преуспеянии верных чад, учредив Великий пост, вместе с тем ввела в обычай назидать их поэтически возвышенными и глубоко умилительными песнопениями особой богослужебной книги – Триоди Постной. Книга эта обнимает период от недели мытаря и фарисея до пятницы 6-ой седмицы Великого поста.

Важнейшие её тексты, каноны утренние и вечерние, в будни Великого поста состоят вопреки обычаю не из девяти (или, вернее, восьми) песней, а только из трёх. Отсюда и название – Триодь. Причём последние две песни (восьмая и девятая) всегда неизменно сохраняют свои места в каноне, а первая песнь каждодневно меняется.

Никифор Каллист Ксанфопул говорит, что начало указанному порядку пения канонов в церковной практике положил известный песнописец Косьма Маиумский (около 776), школьный сотоварищ преподобного Иоанна Дамаскина, но с этим многие не согласны. На повечериях первых трёх дней Страстной седмицы поются трипеснцы святого Андрея Критского (713), жившего раньше прп. Косьмы Маиумского. Не вызывает сомнений другое свидетельство Никифора Каллиста, указывающее на авторство Феодора и Иосифа Студитов. Действительно, от этих ратоборцев и страдальцев за иконопочитание, строгих подвижников-аскетов мы имеем более всего песнопений и канонов в составе Постной Триоди, которая в некоторых древних рукописях прямо называется их творением.

Творения святых Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Феофана Начертанного, Георгия Писидийского и других песнописцев, хотя и входят в современную Триодь Постную, но составляют незначительную часть её содержания. Большинство из них появились на её страницах в XIV–XV веках – после того как Постная Триодь сформировалась в особую церковно-богослужебную книгу, когда она уже широко применялась в богослужебной практике византийский Церкви.

Три главных мотива звучат во всех песнопениях Постной Триоди: покаяние, молитва и пост. Они разработаны в совершенстве святыми братьями Студитами, изведавшими на личном духовном опыте неоценимую пользу названных добродетелей. Высокое поэтическое творчество, каким от природы были наделены братья, породило произведения глубокие по мыслям, возвышенные по чувствам, прекрасные по форме, поэтому их уподобляют ангельской песне. Все три мотива – покаяние, молитва и пост – раскрываются святыми песнописцами с одинаковой полнотой и обстоятельностью и в равной степени заслуживают глубокого внимания со стороны верующего человека.

По материалам литургической библиотеки «Око Церковное».

Просмотров: 

457