Успение Пресвятой Богородицы
Священное Писание ничего не говорит о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. И о Её Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Принято, что эти источники сохраняют основу Предания ранней Церкви.
Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Но вот настало время Её земной кончины.
Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость, что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа Её оставит тело. Богородица очень обрадовалась – Её ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем жизнь.
Три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы: Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали Христа. Не было только Фомы.
Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окружённый множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Её в рай. Тело же апостолы похоронили в Гефсимании, где находился Гроб Господень, и где погребены были родители Девы Марии и Её наречённый супруг праведный Иосиф.
На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было! В тот же день за общей трапезой апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».
Название праздника – Успение – отражает христианское отношение к смерти. Смерть – не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни.
В Евангелии повествуется о нескольких случаях, когда Христос воскресил умерших, и смерть Он называл при этом именно успением. «Не умерла, но спит», – сказал Спаситель об умершей дочери начальника синагоги Иаира (Мф. 9: 24). И о Лазаре, который заболел и умер: «Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11: 11). В дни Пасхи в храме звучит песнопение: «Плотию уснув, яко мертв…», – и здесь сну уподоблена смерть Самого Христа.
Праздник Успения Богородицы в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном. Христос воззвал Её от смерти к вечной жизни. И в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу.
На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним и старается следовать Его заповедям.