Вербное воскресенье

Вербное воскресенье

Праздник Входа Господня в Иерусалим – это один из самых трагических праздников церковного года.
Казалось бы, всё в нем торжество – Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернётся к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.
Перенесёмся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.
(
Митрополит Антоний Сурожский).

Шестая неделя Великого поста завершается двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным воскресеньем), предшествующим Страстной седмице. События праздника описаны в Священном Писании, и не только в Евангелии: за пять сотен лет до Рождества Христова ветхозаветный пророк Захария писал о Мессии, въезжающем в Иерусалим на молодом осле!

Предвидел пророк и последующие события: предание Господа за 30 сребренников и покупку на них земли горшечника, прободение ребра Спасителя, рассеяние апостолов из Гефсиманского сада, солнечное затмение во время Крестных страданий Мессии… Но простые жители Иерусалима, приветствовавшие в тот день въезжающего в город Иисуса, не обладали пророческим даром: они искренне славили Христа, не зная того, что сейчас знаем мы, – что через несколько дней они же сами будут требовать Его распятия… Что же произошло?..

Три года ходил Иисус по земле Израильской: учил, исцелял, чудотворил, но никто не чествовал Его так – до дня, известного нам как Лазарева суббота. В Вифании жила семья: некий Лазарь и две его сестры, Марфа и Мария. Господь часто останавливался у них, бывая в Вифании, Лазаря называл Своим другом. И вот Лазарь заболел. И умер. И четыре дня провёл уже в могиле. Тут и речи быть не могло о летаргическом сне или клинической смерти: когда отвалили камень от гроба, все бывшие там почувствовали характерный запах тления.

Но Иисус говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». И говорит Марфе: «Воскреснет брат твой». И говорит всем слышащим (в том числе и каждому из нас!): «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт». А мёртвому Лазарю, лежащему во гробе, Он громко говорит: «Лазарь! Иди вон». И Лазарь встал и вышел…

Стоит ли удивляться, что на следующий день после совершения такого чуда весь Иерусалим выбежал навстречу Христу с криками «Осанна!»?.. Воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством того, что пришёл именно Тот, кого ждали не одно тысячелетие!

Но… иудеи ждали царя земного: ждали, что царь земной покорит для них все народы, завоюет всю землю. А Христос пришёл как Царь Небесный и звал их в Своё Небесное Царство. Даже апостолы, ближайшие ученики Христа, думали, что Он идёт на трон. А Он шёл на крест и знал об этом. И плакал, входя в Иерусалим, – но не о Себе, а о несчастном обречённом городе, жители которого через несколько дней отвернутся от Бога.

Архимандрит Рафаил (Карелин) писал: «Здесь, в Иерусалиме, должен был совершиться величайший подвиг: вольные страдания, распятие Христа и искупление Им человечества. И здесь, в Иерусалиме, должно было совершиться самое страшное в истории человечества злодеяние – Богоубийство. Поэтому Господь плакал о городе Своём».

В Вербное воскресенье мы тоже приветствуем Христа – не пальмовыми ветвями, как жители Иерусалима, а веточками вербы. И теми же словами славим Господа: «Осанна!» А назавтра, вступая в Страстную седмицу, – без преувеличения, самые страшные дни истории человеческой – вспомним слова митрополита Антония Сурожского: «Это дни, когда Христос, по любви Своей к нам, ради нашего спасения, не только принял на Себя человеческую плоть и человеческую земную трагическую судьбу, но время, когда отверженный людьми, Он пошёл на смерть для того, чтобы со Креста иметь власть сказать: «Отче! Прости им, они не знают, что творят…» – и этим как бы снять грех с людей, даже тех, которые Его распинали».

Конечно, мы не кричим: «Распни Его!» – да и кто в наше время в здравом уме сделал бы это?.. Но святые отцы Церкви предостерегают: посмотрим в своё сердце, в свою душу – не распинаем ли мы Господа в сердце своём: грехами, страстями, недостойными христиан поступками? Не распинаем ли мы Господа в лице ближних своих, причиняя обиды, скорби, боль? («Что вы сделали для ближнего, то вы сделали для Меня», – говорит Господь.) Да, мы умеем радоваться, мы умеем встречать Господа, но мы также умеем Его предавать… Что же нам делать, как быть?..

«Покаемся же, то есть обернёмся от смерти к жизни, от самих себя к Богу, от потёмок и мрака – к чистому свету Христову, – призывает митрополит Антоний Сурожский. – Встанем же сейчас перед Богом в обнаженности правды, в обнажённости души, которая не ищет скрыться и защититься от своей совести, и получим исцеление…»

Вербное воскресенье. Позади – недели Великого поста, впереди – дни Страстной седмицы. Пост, молитва, покаяние – дела веры нашей, главными плодами которой должны стать любовь к Богу и любовь к ближнему.

Просмотров: 

248