Вознесение Господне

Вознесение Господне

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. Видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это отмечено отдельным праздником.

Событие описано в Евангелии от Луки: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24: 50 – 51). И в Деяниях святых апостолов: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 9 – 11). Краткое изложение – в Евангелии от Марка: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16: 19).

Согласно Священному Писанию, после Воскресения из мёртвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя веру и подготавливая к принятию Святого Духа (Ин. 16: 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь вывел учеников из города на гору Елеон (Деян. 1: 12), подняв руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться и возноситься на небо, сокрытый облаком. И явились два мужа в белой одежде, возвестив Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошёл Святой Дух (Деян. 2: 1 – 4). Причина различий в свидетельствах очевидна: в одних источниках всё внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, в других – на начале апостольской проповеди.

После Вознесения Христос не оставил мир, но пребывает в нём в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в Таинствах Церкви.

Евхаристический аспект Вознесения Господня присутствует уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин. 6: 22 – 71). Об искупительном значении Вознесения говорит апостол Павел в Послании к евреям: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1: 3); «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9: 12).

Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознёсшись, вошёл со Своей кровию в небесное святилище: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9: 24 – 26).

Главное следствие Вознесения Господня – то, что человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Христос пребывает Богочеловеком вовеки. Во второй раз придёт Он на землю тем же образом, каким взошёл на небо (Деян. 1: 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24: 30; Лк. 21: 27).

Вознесение Господне – образ обожения верующих во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, все воскреснут в день Его второго пришествия, однако, вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

По материалам сайта «Рravoslavie.ru»

Просмотров: 

2 131