Путь Страстной седмицы
Страстной седмицей (Страстной неделей) называется последняя неделя Великого поста, перед Пасхой. Она посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя: Его страданиях, распятии, крестной смерти и погребении.
По свидетельству свт. Иоанна Златоуста первые христиане в Страстную седмицу усиливали моления и подвиги поста. Подражая Господу, претерпевшему страдания по любви к падшему человечеству, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий и больше творить дела милосердия. Считали неприличным произносить осуждение, прекращали споры, суды и наказания и даже освобождали от цепей узников в темницах.
Каждый день Страстной недели – великий и святой. Богослужения в церквях – особо величественные, с мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими песнопениями и благоговейными обрядами. Всё, что в Священном Писании сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, сводится в величественный образ, раскрывающийся пред нами.
Внимательным оком любви Церковь следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Спасителя. Ведёт нас по Его стопам: от Вифании – до Лобного места, от царственного входа в Иерусалим – до последнего вздоха на кресте. И далее – до светлого торжества Воскресения. Содержание служб направлено к тому, чтобы приблизить нас ко Христу, сделать способными духовно созерцать таинство искупления.
Первые три дня посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, и Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением. Стараясь сосредоточить мысли верующих на всей истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, на часах прочитывают всё Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, раскрываются во всех песнопениях.
В Страстную седмицу совершились знаменательные события, имеющие самое близкое отношение к страстям Христовым. Они благоговейно вспоминаются в те самые дни, в которые совершились. Церковь неотступно ведет нас за Учителем и всюду просвещает нас именно теми словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим.
Богослужениям первых трёх дней придан характер печали и сокрушения о нашей греховности. В среду вечером в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой. И наступают дни иного пронизывающего плача – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия.
В то же время и другие чувства переполняют душу христианина. Проливая горькие слёзы под крестом безвинно страждущего, поруганного и распятого, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих. И беспредельную благодарность Божественному Искупителю за наше спасение.
Отцы Церкви так составили богослужения Страстной недели, что храм попеременно представляет собой Сионскую горницу, Гефсиманию, Голгофу. Кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении, тот видимо идёт за Господом, грядущим на страдания. Церковь призывает нас в эту неделю оставить всё суетное и мирское и последовать за Христом, и мы мыслью и сердцем «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему».
Кто может, непременно должен и сам читать Евангелия дома, и для себя, и для других (указание, какие места читать, можно найти в церковном календаре). При слушании в церкви многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идёшь за Спасителем и страждешь с Ним.
Необходимо и благоговейное размышление. Без размышления мало плодов принесёт и присутствие в храме, и слышание и чтение Евангелия. Но что значит – размышлять о страданиях Христа? Как размышлять? Прежде всего, представьте в уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах. Как Он был предан, судим и осуждён. Как Он нёс крест и был вознесён на крест. Как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой. Как был снят с креста и погребён…
Потом спросите себя: «За что, для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха? Который как Сын Божий мог всегда пребывать во славе и блаженстве?..» И ещё спросите себя: «Что требуется от меня, чтобы смерть Спасителя не была для меня бесплодной? Что я должен делать, чтобы участвовать в спасении, приобретённом на Голгофе для всего мира?»
Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние, подражание Христу благой жизнью. Совесть даст ответ, делаете ли вы это…
Такое размышление приближает грешника к Спасителю, союзом любви связует с крестом Его, вводит в участие происходящего на Голгофе.
Путь Страстной седмицы – путь поста и исповеди. Путь говения для достойного причащения Святых Таин. Как не говеть, когда отъемлется жених душ (Мф. 9: 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где ещё слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни, как не в дни, когда она подаётся из рук Самого Господа? Тот, кто уклоняется в эти дни от причастия, уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя.
Путь Страстной седмицы – во имя Господне помогать страждущим: бедным, больным, бездомным... Спаситель столь любвеобилен, что всё, делаемое во имя Его для ближних, Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Он потребует у нас особенно дел милосердия – на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно в Страстную седмицу. Например, одев нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу.